МЕНЮ САЙТА


Словарь литературных терминов. Часть 1


Словарь литературных терминов. Часть 1



Абсурд – какая-то нелепость, бессмысленность, нечто нелогичное, противоречащее здравому смыслу.

Авангард – все прогрессивные течения и направления в искусстве, выступающие за новаторство, не приемлющие следования традициям.

Аврора – устаревшее традиционное поэтическое название утренней зари. Так звали древнеримскую богиню зари.

Автобиографическое произведение – художественное сочинение, основанное на реальных событиях, фактах из жизни автора. Произведение может быть написано в разных жанрах.

Автобиография – документ, в котором индивид последовательно, как правило, в хронологическом порядке перечисляет все самые важные события своей жизни.

Авторская позиция – некий вывод, итог размышлений автора текста. Ответ автора на поставленный в тексте вопрос, решение проблемы с его точки зрения.

Агиография – богословская дисциплина, изучающая религиозную литературу, в том числе и жития святых.

Акмеизм – оппозиционное к символизму русское литературное течение начала ХХ века, для которого важна точность слова, материальность, предметность образов.

Акт – обособленная часть сценического произведения, завершенный отрывок в пьесе.

Аллегория – художественная передача идей через определенный диалог, художественный образ.

Аллитерация – стилистический прием усиления выразительности художественной речи за счет повтора согласных звуков.

Аллюзия – намек на определенную крылатую фразу, общеизвестный факт, произведение.

Алогизм – стилистический прием намеренного введения в произведение нелогического рассуждения, чтобы показать внутреннее противоречие комического или драматического положения.

Альманах – непериодическое серийное издание. Сборник произведений разных авторов, объединенных по жанровому, идейному, тематическому или иному признаку.

Амплуа – переходящий из пьесы в пьесу ограниченный род ролей, подходящий внутренним и внешним характеристикам актера.

Амфибрахий – стихотворный размер, состоящий из трехсложных стоп. Ударение приходится на второй слог.

Анализ – действия, направленные на определение авторских замыслов, способов выражения идей.

Анализ произведения – действия, направленные на определение темы, проблематики, идеи сочинения, изучение использованных автором средств художественной выразительности.

Анализ стихотворения – детальный разбор лирического произведения по специальной схеме.

Анализ эпизода – рассуждение, основанное на изучении деталей текста, авторских ремарок.

Анапест — стихотворный размер, состоящий их трехсложных стоп. Ударение приходится на последний слог.

Анафора – стилистический прием, предполагающий повтор одинаковых слов, звуков, морфем в начале нескольких строк или строф.

Анекдот – короткий комический рассказ о характерном интересном случае.

Аннотация – описание в нескольких предложениях завязки сюжета, обозначение общей темы с целью заинтересовать читателя произведением.

Антинигилистический роман – распространенный в 1860-1880 гг. жанр литературных произведений социальной и политической тематики, негативно изображающих социалистические и демократические идеалы.

Антипод – антигерой, мировоззрение, идеи, характер, поведение которого противоположны главному герою.

Антитеза – стилистический прием контраста, используемый в ораторском искусстве, художественной литературе. Резкое противопоставление образов, явлений, связанных общим внутренним смыслом.

Антитезис – фигура речи, представляющая собой резкий контраст мыслей, образов, выражений.

Антиутопия – художественная литература, описывающая мировой или государственный уклад, который изначально стремится к созданию идеальных условий для общества, но затем развивается в негативном ключе.

Античность – термин XVIII века, обозначающий ранние цивилизации Древней Греции, Древнего Рима.

Антология – сборник небольших литературных произведений (очерков, стихов, афоризмов), созданных одним или несколькими авторами.

Апогей – наивысшая степень развития, вершина чего-либо.

Аргумент – какое-либо суждение обосновывающее истинность иного суждения.

Арзамас – литературное закрытое общество 1815-1818 годов, объединявшее известных авторов, сторонников «карамзинского» направления.

Архаизмы – устаревшие названия современных явлений, вещей, замененные синонимами из активной лексики.

Архитектоника – «выстроенность» художественного произведения. Связь между основными частями, позволяющая воспринимать произведение цельным.

Ассонанс – поэтический прием, для которого характерно повторение отдельных главных звуков.

Ассонанс и аллитерация – поэтические приемы, базирующиеся на повторении определенных звуков.

Ассоциации – связь между разными предметами, определениями, явлениями, при которой упоминание одного понятия наталкивает на мысль о другом, сочетающемся с ним.

Афиша – вывешенное на видном месте объявление, информирующее о показе фильма, концерта, спектакля и т.п.

Афоризмы – лаконичные законченные изречения, которые хорошо запоминаются и впоследствии неоднократно повторяются разными людьми.

Баллада – лиро-эпический жанр, представленный стихотворным произведением с драматическим сюжетом, в основу которого заложен необычный случай.

Басня – дидактическая литература, короткие рассказы, высмеивающие пороки людей, содержащие моральный вывод.

Бахрома – свисающие в ряд нити, кисти, которыми украшают различные текстильные изделия.

Беллетристика – художественная литература в старину. Современное обозначение занимательных, массовых произведений.

Белый стих – стихотворение без рифмы, но с определенным размером, схематичным чередованием ударных и безударных слогов.

Бессоюзие – стилистический прием, при котором соединяющие предложение союзы опускаются. За счет этого речь получается динамичной, стремительной, передает быструю смену действий, картин.

Бестселлер – популярное произведение, выпущенное огромным тиражом. Наиболее продаваемая книга.

Бесчестие – оскорбительное, неэтичное отношение к другим людям.

Бивуак – обустроенное в естественной природной среде место для ночевки или дневного отдыха.

Бирюк – волк-одиночка. Так называют человека, избегающего общества, предпочитающего отшельнический образ жизни.

Бот – искусственный интеллект, работающий благодаря определенной программе. Автоматически выполняет конкретные действия через интерфейсы для людей.

Брег – устаревшее значение слова «берег», в основном использовалось в поэзии.

Буриме – литературная игра, предполагающая сочинение различных стихов на заданные рифмы, заданную тему.

Былина – эпическая песня, воспевающая подвиги русских богатырей, повествующая о важных для народа событиях.

Быличка – русский фольклор, небольшой мифический рассказ о встрече «очевидца» с нечистой силой. В основном используется трагичная тема, драматический финал.

Быль – литературное произведение, рассказывающее о каком-либо происшествии, которое было на самом деле.

Верлибр – свободный стих без рифмы и размера. От прозы его отличает разделение на строки.

Верность – непоколебимость в чувствах, желании исполнять свои обязанности, готовность отстаивать то, что дорого.

Вертел – прозвище мальчика Проши из рассказа Мамина-Сибиряка «Вертел».

Вестимо – устаревшее слово, обозначающее то же, что и «конечно, понятно». Употребляется в литературе, чтобы подчеркнуть категоричность утверждения.

Вечные темы – важные для человечества, нравственные темы, которые не теряют свою актуальность во все времена.

Вечный образ – созданный автором литературный персонаж, ставший воплощением определенных черт характера. Его имя становится нарицательным, входит в повседневный обиход.

Вещий – человек, способный предвидеть будущие события, предсказывать будущее.

Взрытая дорога – используемое в русской поэзии выражение. Обозначает неровную, размытую дождями, развороченную копытами лошадей или колесами машин грунтовую дорогу.

Вид – исторически сложившаяся группа литературных работ с общими формальными и содержательными свойствами.

Викторина – интеллектуальная игра, предполагающая письменные или устные лаконичные ответы на различные вопросы. Может проводиться в рамках одной или нескольких тематик, содержать задания разного уровня сложности.

Вирши – изначально духовный, а затем и светский стих силлабического размера. Появился в Польше, в конце XVI века в Украине, Белоруссии. В русскую культуру перешел лишь в конце XVII века.

Внутренний монолог – мысли, чувства литературного персонажа, оформленные в виде текста.

Водевиль – жанр драматического искусства. Театральная комедийная пьеса, содержащая танцы, песни-куплеты.

Воинская повесть – оригинальная или переводная светская историческая повесть, рассказывающая о важных битвах, подвигах и быте воинов. Литературный жанр XI – XVII веков.

Война – вооруженное противостояние между двумя и более конфликтующими сторонами, происходящее из-за претензий или в целях навязывания своей воли другому.

Волхвы – древнерусские волшебники, предсказатели, звездочеты. Служители языческих культов, умевшие заклинать стихии, предсказывать будущее.

Восьмистишие – одна из самых популярных схем организации строфы, состоящей из восьми объединенных интонацией и рифмой стихотворных строк.

Вошь – слово используется для обозначения чего-то незначительного, непримечательного человека.

Вступление – предварительная часть, вводящая в основное действие. Знакомит с характером персонажей, их намерениями, указывает обстоятельства, определяющие действия.

Вымысел – плод воображения автора, который он воплощает в художественном произведении. Не существующие в реальности события, персонажи, места.

Выразительные средства – языковые средства, делающие речь яркой, эмоциональной, повышающие степень ее восприятия адресатом.

Высказывание – грамматически правильное повествовательное предложение с определенным смыслом. Его содержание может быть истинным или ложным.

Высокий стиль / штиль – возвышенный, торжественный способ изложения с глубоким содержанием.

Выходные данные – информация о названии издательства, месте и годе выпуска издания. Место выпуска соответствует местонахождению издательства, а не типографии.

Газель – лирическое стихотворение с рифмующимися двумя полустишиями первого бейта. Та же рифма сохраняется во вторых полустишиях каждого последующего бейта. Количество строк четное.

Гекзаметр – стих античной метрики, состоящий из шести стоп. В основном это стих из шести дактилей или спондеев.

Героический эпос – основанное на фольклоре героическое повествование, в обобщенной форме рассказывающее о жизни народа, подвигах национальных героев в далеком прошлом.

Герой – образ человека или животного, вокруг которого в художественной литературе развиваются все события.

Гимн – прославляющая или восхваляющая кого-либо или что-либо песня. В старину торжественная песня посвящалась божеству.

Гипербола – стилистический прием, используемый для намеренного преувеличения определенных свойств, качеств, процессов, чтобы подчеркнуть мысль, сделать ее выразительной.

Гипербола и гротеск – художественные приемы, используемые с целью намеренного преувеличения.

Гиперболизация – художественное явное преувеличение, нарушение пропорций в пользу важной, с точки зрения автора, детали.

Главная мысль произведения – основополагающий тезис, главная идея, которую автор хочет сказать читателям.

Глагольная лексика – самая значимая, а также абстрактная часть лексики. Участвует в построении авторской языковой картины мира.

Гнет – то, что угнетает, подавляет развитие, тяготит душу.

Говорящие фамилии – несущие смысловую нагрузку фамилии, подчеркивающие значимую черту характера героя.

Град – термин из фольклорных и древнерусских текстов, обозначающий стольный город.

Градация – обладающая художественной выразительностью фигура речи, предполагающая неоднократное последовательное описание одного предмета.

Гражданская лирика – описание поэтами личных переживаний, выражение мыслей, касающихся тем судьбы Родины, патриотизма, гражданского долга.

Гражданский романтизм – отдельная ветка классического романтизма, появившаяся в 1817 году. Присущ творчеству поэтов-декабристов.

Гражданственность – тенденциозность, при которой автор связывает свое творчество с интересами всего общества, государства, а не с интересами отдельного класса, партии, группы.

Грезы – мечты, видения в состоянии полусна или бреда.

Гротеск – намеренное чрезмерное преувеличение, делающее образ фантастическим. Часто используется в сатире как намеренная карикатура.

Гуманизм – мировоззрение, основанное на идеях счастья человека, его праве на развитие, свободу, равенство.

Даймонд – стих из семи строк. Первая и последняя строки содержат противоположные понятия.

Дактиль – трехсложный размер античного стихосложения. В стопе первый слог ударный, а два последующих безударные.

Двоемирие – романтическая эстетика, заключающаяся в дифференциации прекрасного мира и бытового мира бюргеров в сознании романтического героя.

Двустишие – самое простое строфическое образование, состоящее из скрепленных рифмой двух строк.

Действие – поступки персонажей художественных произведений, составляющие вместе с событиями первостепенную сторону сюжета.

Декаданс – культурный упадок, регресс. Литературное направление, возникшее на рубеже XIX – XX веков, для которого характерен аморализм, отход от общественности в пользу индивидуализма.

Декадентство – воспевание в литературе упадка, безнадежности, заката человеческой цивилизации.

Деревенская проза – литературное направление 1950-1980-х годов, прославляющего обычного героя-труженика, выделяющегося жизненной мудростью.

Дерзко – описание безрассудного, смелого, рискованного поступка, замысла, поведения.

Деспотизм – модель поведения литературного персонажа, стремящегося во всем и всегда быть правым, контролировать и управлять всем. Он не приводит аргументы, а сразу использует силу, запугивает.

Деталь – важная, выделяющаяся подробность, дополняющая художественный образ.

Деяние – поступок, действие литературного героя.

Диалог – письменный или устный обмен высказываниями между двумя и более героями.

Диаманта – стих из семи строк, каждая содержит определенное количество слов, возможные части речи. Первая и последняя строка противопоставляются друг другу.

Динамика – создание впечатления подвижности в сюжете, выражение каких-либо изменений во времени.

Диссонанс – неполная рифма, в которой согласные звуки рифмующихся слов совпадают, а ударные гласные нет.

Дистих – двустрочная строфа, использовавшаяся в античной поэзии для выражения глубокой оригинальной мысли.

Долг – добровольно принимаемое человеком на себя обязательство. Поступок, совершенный по причине нравственно мотивированного обоснования или давления.

Долы – устаревшее название низин, долин, иногда использующееся поэтами.

Домострой – русский литературный памятник XVI века, сборник советов, правил, поучений всем христианам по всем сферам жизни.

Драма – род литературы, посвященный серьезным, чаще всего печальным событиям, но без трагического финала.

Драматическое произведение – сочинение, относящееся к драме, для которой характерен острый конфликт между объективностью реального мира и субъективностью личных желаний героев.

Драматургия – вид литературы, произведения которого написаны в форме диалогов, предназначены для воплощения на сцене.

ДРЛ – древнерусская литература. Произведения, написанные с конца Х по XVII век.

Дровни – сани без спинки, кузова, которые крестьяне использовали для перевозки различных грузов.

Дрожки – устаревшее название легкого открытого четырехколесного экипажа.

Дружба – отношения между людьми, построенные на принципах симпатии, взаимоуважения, общих интересов, взаимопонимания.

Дружеское послание – лирика начала XIX века, представляющая собой обращение к одному или нескольким лицам в стихотворной форме.

Дума – русская поэзия, представляющая собой размышления автора на важные социальные, семейно-бытовые или философские темы.

Дуэль – регламентированный обычаями поединок с целью защитить свою или чью-либо честь, отомстить за оскорбление.

Жанр – исторически оформившаяся группа художественных произведений, имеющих общие формальные и содержательные свойства.

Жанр оды – лирика, воспевающая определенное событие, героя.

Жанр произведения – комплекс формальных и содержательных свойств, определяющих принадлежность сочинения к определенной группе.

Жанр путешествия – литературные произведения, описывающие странствия главного героя, содержащие информацию о разных странах, народах.

Жанр хоррор – литературные произведения, задача которых создать атмосферу ужаса, максимально напугать читателя.

Жать – сбор урожая.

Жизненный путь – процесс индивидуального развития личности, который начинается с момента рождения и заканчивается смертью.

Жила – скряга, очень жадный, скупой человек.

Житие – церковные тексты, описывающие жизнь и деяния святых. Они писались после кончины человека, но не обязательно после формальной канонизации.

Житье – разговорное обозначение хорошей, свободной жизни.

Завязка – событие, начинающее действие. Обычно создает определенный конфликт или же обнаруживает имеющиеся противоречия.

Загадка – иносказательное, завуалированное описание явления, предмета, который нужно угадать. Жанр устного народного творчества.

Закличка – короткая детская песня, используемая для распевки. Обращение к природным явлениям в стихотворной форме.

Замысел – первый шаг в творческом процессе. Идейный и сюжетный набросок будущего произведения.

Зарисовка – записанная «на потоке» мысль, при этом автор не уделяет внимание драматической составляющей или изяществу стиля.

Зачин – начало литературного произведения, объясняющее читателю, где и когда происходит действие.

Звукозапись – запись при помощи специальных приборов различных звуковых сигналов.

Звукопись – фонетические приемы, усиливающие звуковую выразительность речи.

Звукоподражание – использование в произведениях слов, имитирующих звуки окружающего мира.

Зеркальная композиция – авторский прием, подразумевающий повтор определенных образов. Позволяет глубже раскрыть замысел, характер героев, показать многогранность жизни.

Зеркальные сцены – повтор в произведении похожих ситуаций с теми же героями, которые меняются местами.

Зефир / зефиры – древнегреческий бог западного ветра. Поэты Ренессанса, русского классицизма использовали термин для описания кроткого, чистого дыхания женщины.

Зрак – устаревшее слово, соответствующее взору, взгляду. Используется в поэзии, церковной литературе.

ИВС – изобразительно-выразительные средства.

Идея – то, ради чего автор задумал написать произведение.

Идея произведения – главная мысль всего литературного произведения, обобщающая его смысловое, эмоциональное и образное содержание.

Идея стихотворения – то, что хотел сказать поэт своим творением.

Идея текста – то, что говорится о теме, главная мысль автора.

Идиллия – древнеримское небольшое стихотворение о сельской жизни.

Измена – предательство, нарушение верности кому-нибудь или чему-нибудь.

Изобличали – раскрытие чьего-то обмана.

Изобразительно-выразительные средства – приемы, с помощью которых автор делает изображаемое явление более ярким, образным, создает полную картину.

Изобразительные средства – речевые обороты, придающие высказыванию образность, красочность.

Изрядно – устаревшее определительное наречие, означающее «много, значительно, долго».

Имажинизм – русское поэтическое движение 1918 – 1925 годов, представители которого стремились выражать идеи и эмоции, используя образы.

Импрессионизм – литературный стиль, возникший на рубеже XIX – XX веков, для которого характерны ассоциации, мимолетные впечатления.

Инверсия – перестановка, необычное расположение слов в предложении.

Иносказание – литературный прием, для которого характерно использование выражений со скрытым смыслом.

Интерлюдия – забавные смешные сценки, развлекающие зрителей между действиями основной пьесы.

Интермедия – короткая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной драмы/оперы.

Интерпретация – подробное объяснение чего-либо для лучшего понимания смысла.

Интерпретация текста – толкование, понимание смысла написанного.

Интерьер – описание в художественном произведении внутреннего убранства помещения, в котором находятся герои.

Интонация – выразительное средство звучащей речи, передающее манеру разговора, отношение говорящего к собеседникам, предмету речи. Создается с помощью пауз, темпов речи, понижения и повышения голоса.

Интрига – отражение в литературном произведении стремления одного персонажа осуществить действия, противоречащие интересам, желаниям других персонажей.

Ирония – художественный прием, предполагающий сокрытие истинного смысла или же противопоставление явному смыслу. Лукавое иносказание, употребление в контексте речи слов в смысле, противоположном их реальному значению.

Искони – устаревшее слово, соответствующее современным «издавна, испокон веков, со стародавних времен».

Искусство – культурная деятельность конкретного человека или всего народа. Познание окружающего мира через художественные образы.

Искусство слова – художественная литература, для создания которой используются лишь слова и конструкции языка человека.

Исповедь – часть произведения или все произведение, в котором текст написан от первого лица. Герой знакомит читателя со своим внутренним миром, раскрывает свои тайны.

Историзм – авторское изображение в произведениях черт определенной исторической эпохи, характеров людей того времени.

Историческая песня – русский фольклор, воспевающий реальные или вымышленные события, деяния исторических личностей.

Исторический роман – художественная литература, описывающая события, в которых участвуют реальные исторические личности, происходят реальные события.

Исторический фон – использование автором реальных исторических событий, которые определенным образом влияют на жизнь героев.

Кайма – окружение чего-либо.

Каламбур – литературный прием, предполагающий использование одного и того же слова в разных значениях.

Каналья – бранное, шутливое слово, обозначающее «мошенник, пройдоха».

Канва – основа происшествий, событий в художественном произведении.

Канон – традиционная система норм и правил написания литературных произведений определенного стиля, не подлежащая пересмотру, не допускающая каких-либо изменений, дополнений.

Канцона – изначально куртуазная песня. Лирика в строфической форме, пользовавшаяся популярностью у трубадуров.

Катрен – четверостишие. Рифмованная строфа в 4 стиха с завершенным смыслом.

Кибитка – тюркское слово, обозначающее крытую дорожную повозку.

Классика – художественные произведения, считающиеся эталоном для определенного жанра или эпохи.

Классификация – система распределения объектов исследования в соответствии с их общими признаками.

Классицизм – литературное направление XVII – XIX веков, для которого характерен культ разума, борьба чувств и долга, общественная проблематика, статичность героя, жесткая жанровая иерархия.

Кластер – систематизация материала в виде схемы с целью конкретизировать образ, тему, развить воображение, мышление.

Клише – типовая модель речевого поведения в определенных ситуациях. Стандартные схемы синтаксических конструкций, словосочетаний.

Кожемяка – киевский богатырь, ставший героем многочисленных народных сказок, былинного эпоса восточных славян.

Коллизия – изображение в художественном произведении жизненных конфликтов, борьбы.

Колодки – деревянные кандалы, которые в старину надевали арестантам на ноги, чтобы предотвратить их побег.

Колорит – авторская тональность текста, вызывающая у читателей определенные эмоции, формирующая восприятие.

Колыбельная песня – фольклорная лирика, исполняющаяся голосом без музыкального сопровождения. Исполняемая при укачивании ребенка песня.

Кольцевая композиция – прием, подразумевающий повторение одинаковых элементов в начале и конце произведения. Чем началось, тем и закончилось.

Кольцевая рифма – вид рифмовки четверостишия, когда первая строчка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей.

Комедия – художественное произведение, в основу которого положен юмористический сюжет.

Комизм – выделение смешных, несообразных сторон в человеке, событии, предмете, действии.

Комический эффект – ответная реакция на использование в произведении комических, юмористических фигур.

Комическое – раскрытие в произведении каких-либо противоречий путем осмеяния.

Комичность – ситуации, поведение героев, способные развеселить, рассмешить.

Компиляция – сочинение художественных, учебных или научных текстов на основе чужих литературных произведений. Не подразумевает самостоятельной творческой обработки источников, а иногда и их осмысления.

Композиционный прием – симметрия эпизодов, образов, слов.

Композиция – построение художественного произведения.

Композиция произведения – создание целостного произведения из разных элементов текста. Определенное расположение событий, образов, авторских отступлений и т.д.

Композиция рассказа – последовательность введения в текст речевых средств, единиц изображаемого.

Композиция стихотворения – построение лирического произведения. Определенное количество строк, их соотношение между собой, наличие или отсутствие разделения на строфы.

Конспект – систематическая, логически выстроенная запись содержания текста, имеющая план, выписки, а иногда и тезисы.

Контраст – художественный прием, подразумевающий резкое противопоставление друг другу характеров действующих лиц, явлений, событий.

Конфликт – столкновение героев с разными взглядами в сюжете художественного произведения.

Концовка – заключительная часть литературного произведения.

Костыль – лишенный сюжетной ценности элемент произведения, который лишь оправдывает определенное действие, событие. Если его убрать, сюжет не пострадает.

Костыль и жила – элементы произведения с разной сюжетной ценностью. Костыль выполняет вспомогательную функцию, без него можно обойтись. Жила дает действие, двигает сюжет.

Критика – изучение и оценка литературных произведений с точки зрения современности и личных взглядов.

Критический реализм – художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Литературное направление в капиталистическом мире XIX века, изображающее социальные условия жизни, ограничивающие, развращающие и подавляющие человека.

Крылатые выражения – емкие цитаты, изречения знаменитых людей, устойчивые афористические фразы из литературных произведений.

Кульминация – раскрытие остроты конфликта, описанного в сюжете.

Лабазник – устаревшее слово, которым называли торговца, владеющего лабазом.

Лазурь – описание насыщенного небесного оттенка.

Ланиты – старославянское слово, обозначающее «щеки».

Лапта – очень древняя русская народная игра с мячом и битой. Цель – ударом биты отправить мяч в поле противника.

Легенда – несказочный фольклор в прозе, повествующих об исторических событиях, действиях живших когда-то людей.

Лейтмотив – постоянно повторяющийся на протяжении всего произведения мотив, комплекс выразительных средств.

Лексика – словарный состав определенного языка, именующий, формирующий и передающий информацию об определенных явлениях, объектах.

Лексический повтор – стилистическая фигура, подразумевающая намеренное повторение одной и той же речевой конструкции или слова в обозримом участке текста.

Летописные своды – создание единого информационного источника из разных поучений, житий, летописных документов, актов.

Летопись – исторический жанр, подразумевающий подробную погодовую запись важных событий.

Лигурия – главнейшее богослужение в христианской традиции, во время которого происходит Евхаристия.

Лимерик – английское короткое стихотворение юмористического содержания. Абсурдное пятистишие, обыгрывающее бессмыслицы.

Лира – древнегреческий щипковый инструмент, использующийся поэтами как символ вдохновения, творчества, поэтического дара.

Лиризм – присутствие в произведениях элементов задушевности, эмоциональности, взволнованности.

Лирика – род литературы, воспроизводящий авторское настроение или его личное чувство, отношение к чему-то.

Лирические песни – словесно-музыкальные произведения, рассказывающие о чувствах человека, его мыслях о своей судьбе, отношении к окружающему миру.

Лирический герой – действующее лицо в произведении, переживающее эмоции, чувства.

Лирический сюжет – жизнь героев во времени и пространстве, отражение их поступков, различных событий.

Лирическое отступление – элемент произведения вне сюжета. Авторское отступление, высказывание личного отношения к изображаемому.

Лирическое произведение – произведение, в котором автор стремится раскрыть внутренний мир своих героев.

Лирическое стихотворение – небольшое, обладающие ритмом стихотворение, выражающее эмоции, чувства автора.

Литературное направление – единство духовных, литературно-эстетических принципов, присущих произведениям писателей определенного исторического периода.

Литота – художественный троп, содержащий намеренное преуменьшение признаков, значения явлений, предметов.

ЛитРПГ – современный поджанр фантастической литературы, появившийся благодаря субкультуре ролевых компьютерных игр. Сочетает реальность и виртуальность.

Лишний человек – тип персонажа, распространенный в работах писателей XIX века. Это умный, способный герой, у которого нет возможностей для реализации своих талантов на Родине.

Логическое ударение – выделение определенного слова в предложении сильнее остальных слов с целью усилить его значение или противопоставить одно слово другому.

Любовные песни – словесно-музыкальные произведения, выражающие радость или грусть автора по поводу любовных отношений.

Любовь – чувство глубокой симпатии, привязанности к человеку, животному или объекту.

Мадригал – классическое небольшое лирическое стихотворение хвалебного содержания.

Маленький человек – небогатый, невысокого социального положения, незнатного происхождения, не наделенный талантами персонаж. Характерный для реалистических русских произведений начала XIX века литературный герой.

Манифест – жанр литературной декларации, форма изложения эстетической программы течения, направления.

Мгла – атмосферное явление, возникающее при загрязнении воздуха мелкими частицами пыли, дыма. Приводит к появлению желтоватой или сероватой пелены.

Мелодрама – произведение, в котором описывается открытое противостояние положительных и отрицательных героев, есть много трагических, эмоциональных сцен.

Мемуары – нехудожественная литература, авторский рассказ об определенных исторических событиях, участником или свидетелем которых был сам писатель.

Метаморфоза – прием, основанный на преобразовании чего-либо.

Метафора – слово или словосочетание, используемое в переносном значении. Основана на сравнении предмета, явления с другим на основе сходства или контраста.

Метафора и олицетворение – литературные приемы, делающие речь более выразительной. Метафора – использование слов в переносном значении, олицетворение – приписывание неодушевленным предметам свойств одушевленных.

Метонимия – вид литературного тропа, основанного на замене одного слова другим, с которым есть ассоциативная связь.

Метр – структурная единица стиха, соответствующая стопе или стопам, объединенным иктом.

Мещанство – характер человека, которому присущи скупость, мелочность, отсутствие ответственности перед социумом, личных убеждений.

Мещет – устаревшая форма настоящего времени 3-го лица единственного числа изъявительного наклонения слова «метать».

Мизансцена – фиксация расположения персонажей, обстановки на сцене в определенный момент спектакля.

Миниатюра – произведение малой формы, небольшая зарисовка действия, явления, пейзажа.

Мистерия – художественная литература, в которой история преступления остается тайной до конца произведения.

Мистификация – приписывание авторства части или полного текста подставному реальному или вымышленному человеку.

Миф – сказание о божественных существах, героях с божественным началом. Рассказ, объединяющий сведения из религии, философии, науки, искусства.

Мифология – совокупность мифов, посвященных различным темам. Важное явление в культуре народа.

Многосоюзие – стилистическая фигура, предполагающая намеренное увеличение количества союзов в предложении, многократное их повторение в параллельных речевых отрезках.

Модернизм – литературное направление, для которого характерно отрицание наработок предшественников, отказ от традиционных жанров, форм, поиск новых способов изображения окружающей реальности.

Молвить – народное, поэтическое слово, используемое в значении «сказать что-либо, проговорить слова».

Монолог – речь литературного героя, не требующая отклика со стороны других персонажей. В основном присутствует в драматических произведениях.

Мораль – этический вывод, к которому приходит читатель после прочтения литературного произведения.

Мотив – самый простой элемент сюжета, отличающийся незавершенностью, способностью быть полуреализованным в тексте.

Мошкара – обобщенное название скоплений летающих мошек, мелких насекомых.

Мудрость – совокупность знаний, навыков, жизненного опыта, благодаря которым человек принимает правильные решения.

Муза – богиня, покровительствующая искусству. Писатели так называли женщину, вдохновляющую на творчество.

Надменно – то же самое, что высокомерно, презрительно, пренебрежительно, свысока.

Наипаче – устарелое наречие, использующееся в значении «тем более», «в особенности».

Направление – общие черты в литературных произведениях одного исторического периода, сформировавшиеся благодаря одинаковым философским, духовным, эстетическим взглядам авторов.

Нарекать – устаревший глагол, использующийся в значении «давать имя», «называть».

Народность – изображение в художественных произведениях быта, традиций, нравов, образа жизни народа.

Народные песни – музыкально-поэтический жанр фольклора, результат коллективного устного творчества.

Насмешка – обидная, раздражающая, ставящая в неловкое положение шутка.

Наставление – использование в литературном произведении советов, наказов старшего поколения потомкам. Например, многие древнерусские тексты содержат поучения.

Натурализм – литературное направление, стремящееся внешне правдоподобно изобразить детали, показать единичные явления, а не типизацию и обобщения.

Натуральная школа – начальный этап развития в России критического реализма 1840-х годов, для которого характерно подражание действительности.

Научная фантастика – литературный жанр, сюжет которого основан на событиях, случившихся в результате вымышленных технологий, научных открытий.

Нега – забытое слово, обозначающее удовольствие, блаженство, жизнь без забот.

Недоросль – комедия Д. Фонвизина, в которой он раскрыл характеры дворян, чиновников, слуг, крепостных, учителей XVIII века.

Недра – издательство, выпускавшее в 1925-1931 годах литературно-художественные сборники. С 1963 года так называется научно-техническое издательство, выпускающее литературу по геологии, нефтяной промышленности.

Немая сцена – описание в произведении сцены, в которой все герои молчат.

Неологизм – новообразованное, недавно появившееся в языке слово или словосочетание.

Неоромантизм – литературное течение, возникшее на рубеже XIX – XX веков, для которого характерно отрицание всего обыденного, склонность к использованию гротеска, фантастики.

Нивы – то же самое, что поле, засеянное зерновыми культурами.

Нигилизм – философия, ставящая под сомнение или отрицающая принятые в обществе идеалы, нормы культуры, нравственности.

Низринула – устаревшее слово, означающее то же самое, что и низвергнуться.

Ницшеанские мотивы – возвышение в литературных произведениях сильной личности, «сверхчеловека».

Нобелевская премия – престижная международная премия, которую ежегодно присуждают за значимый вклад в культуру, развитие общества, научные открытия.

Новаторство – способность придумывать новые, ранее не существовавшие приемы, идеи, которые бы удовлетворяли различные потребности общества.

Новелла – небольшой по объему повествовательный жанр, для которого характерен острый сюжет, неожиданный финал, твердая авторская позиция отсутствует.

Нон-фикшн – нехудожественные, прикладные литературные произведения, основанные на фактах.

Нормативное искусство – установленные нормы написания литературных произведений, канон.

Нравственные проблемы – раскрытие в произведении проблем, связанных с поведением людей в нетипичных, сложных жизненных ситуациях. Чаще всего перед героем возникает дилемма: поступить по совести или так, как выгодно.

Обличение – раскрытие истинной сущности персонажа через его поступки, слова и мысли. Прием позволяет читателю узнать глубинные мотивы и характер героя.

Образ – использование конкретных предметов, явлений или персонажей для передачи определенной идеи или эмоции в произведении. Создает более наглядное и живое описание сцен и героев.

Образно-выразительные средства – метафоры, эпитеты, сравнения и другие приемы для создания ярких и выразительных образов в произведении.

Образность – использование образов и метафор для передачи эмоций, настроения и идей в произведении. Помогает произвести более яркое и запоминающееся впечатление на читателя.

Образы-символы – самостоятельный художественный образ, являющийся воплощением определенной идеи.

Образы стихотворения – создание образов и картин, передающих эмоции и мысли автора. Прием помогает читателю визуализировать события и переживания героев произведения.

Обрамление – использование повторяющихся слов или фраз в начале и конце стихотворных строк для создания эффекта завершенности. Прием помогает усилить ритм и звучание произведения.

Обращение – использование слов, обращенных к адресату и выражающих различные эмоции и отношения. Могут быть как формальными, так и интимными, помогают создать более глубокую связь между героями произведения и читателем.

Обряд – ритуал, церемония с символическим значением, проводится с определенной целью. Обычно связан с религией, народными праздниками.

Обрядовые песни – музыкальное сопровождение к обрядам, имеющее символическое значение. Создают атмосферу, усиливают эмоциональный эффект от проводимых обрядов.

Обрядовый фольклор – народные песни, танцы, другие действия, исполняющиеся людьми во время обрядов.

Ода – лирический жанр, торжественная песня, посвященная герою или значимому событию.

Одиночество – субъективное ощущение того, что никого рядом нет, не с кем поговорить, провести время. Обычно сопровождается негативным эмоциональным состоянием.

Одиссея – древнегреческая классическая поэма, предположительным автором которой считается поэт Гомер.

Оксимирон – стилистическая фигура, предполагающая сочетание слов с противоположным значением.

Оксюморон – остроумное сочетание противоречащих друг другу понятий. Сочетание несочитаемого.

Октава – стихотворение из восьми строк со схемой рифмовки «a b a b a b c c».

Олицетворение – литературный прием, предполагающий приписывание неодушевленным предметам свойств одушевленных.

Онегинская строфа – строфа из 14 строк, которой был написан роман в стихах «Евгений Онегин» А. Пушкина.

Описание – законченный цельный эпизод художественного произведения.

Опус – литературное произведение без конкретного названия, темы, сюжета, надписи.

Опыт – комплекс знаний, умений, навыков, полученных благодаря практической деятельности, жизненным ситуациям.

Отзыв – субъективное развернутое высказывание оценочного характера, содержащее авторское мнение и аргументацию этого мнения.

Открытый финал – концовка литературного произведения без конкретики. Читатель сам догадывается о дальнейшей судьбе героев.

Отповедь – замечание, предполагающее осуждение, выговор за чьи-то поступки, слова.

Отрада – устаревшее слово, означающее радость, удовольствие, утешение, успокоение души.

Отрывок – небольшое произведение в прозе или стихах, созданное на основе определенной художественной детали. Имеет тематическую и композиционную целостность.

Оттепель – советская литература 1950-1960-х годов, ориентированная на необходимость участия в решении важных для государства общественно-политических вопросов, пересмотр роли человека в государстве.

Очерк – малая эпическая литература, типизирующая события посредством использования типичных черт, явлений.

Смотрите также:


Ганс Христиан Андерсен - Снежная королева (Сказки)

Три богатыря и принцесса Египта (Мультики)

Братья Гримм - Госпожа Метелица (Сказки)

Братья Гримм - Белоснежка и семь гномов (Сказки)

Ганс Христиан Андерсен - Стойкий оловянный солдатик (Сказки)

Русская народная сказка - Терёшечка (Сказки)

Словарь литературных терминов. Часть 1 (Словари и справочники)

Словарные слова - 6 класс (Словарные слова)

Иван Царевич и Серый Волк 2 (Мультики)

Шарль Перро - Кот в сапогах (Сказки)